Системы управления ИТ

 

Учебный курс        «Системы управления ИТ»          

  • Авторский учебный курс посвящён предметной области систем управления ИТ, в нем рассматриваются методы автоматизации,   архитектура решений, вопросы оптимизации и обеспечения эффективности управления ИТ.
  • Курс создан как обобщение 16 летнего практического опыта консалтинга в области систем управления ИТ (работа автора курса в компании НР).
  • В курсе учтен опыт внедрений систем управления ИТ в сотнях российских предприятий и организаций с которыми автору пришлось иметь дело.
  • Курс охватывает все основные предметные области систем управления ИТ предприятий и организаций (мониторинг, автоматизация процессов, инвентаризация).
  • В курсе учитывается как международный опыт и стандарты управления ИТ (библиотека ITIL), так и специфика российских предприятий и организаций, накладывающие свои ограничения и требования для систем управления ИТ.
  • Курс вендоро-независимый, он не привязан к программным продуктам конкретных производителей (вендоров), предназначенным для автоматизации управления ИТ.
  • Курс не охватывает смежные предметные области, имеющие свою специфику, такие как: телеком, АСУТП, информационная безопасность.
  • Обучение проводится в форме семинара-практикума, сочетающего интенсивную подачу теоретического материала с закреплением полученных знаний в практических заданиях.

Цели учебного курса: познакомить слушателей с

  • предметной областью управления ИТ и спектром решаемых задач
  • возможностями и методами автоматизации процессов управления эксплуатацией ИТ (ITSM)
  • возможностями и методами автоматизации процессов управления ИТ-активами (ITAM)
  • возможностями и методами автоматизации мониторинга в ИТ с применением сервисного подхода
  • возможностями и методами автоматизации управления конфигурацией в ИТ
  • возможностями оптимизации систем управления ИТ

Аудитория (для кого предназначен)

  • Руководители разработки информационных систем, менеджеры ИТ-проектов, системные и процессные архитекторы, инженеры, аналитики (те кто разрабатывает и внедряет системы управления ИТ)
  • Руководители и сотрудники ИТ подразделений предприятий, ответственные за внедрение, эксплуатацию и сопровождение информационных систем и бизнес-приложений (те кто использует системы управления ИТ в повседневной практике)
  • Студенты высших учебных заведений

Необходимая подготовка

  • Желательно наличие базовых знаний процессов эксплуатации корпоративных информационных систем (ITSM)
  • Желательно наличие базовых знаний процессов управления ИТ-активами (ITAM)
  • Рекомендуется прослушать курс «Управление ИТ-стратегией»

Приобретаемые знания и навыки

После успешного завершения обучения слушатели узнают о:

  • Актуальности, многообразии систем управления ИТ и спектре решаемых задач
  • Возможностях и методах автоматизации процессов управления эксплуатацией ИТ (ITSM)
  • Возможностях и методах автоматизации процессов управления ИТ-активами (ITAM)
  • Возможностях и методах автоматизации мониторинга с применением сервисного подхода
  • Возможностях и методах автоматизации управления конфигурацией
  • Возможностях оптимизации систем управления ИТ по соответствию требованиям бизнеса

После успешного окончания курса слушатели смогут:

  • Анализировать и формировать требования к системе управления ИТ, осуществлять адекватный выбор инструментов автоматизации
  • Анализировать архитектуру существующих и проектируемых решений систем управления ИТ
  • Понимать возможности оптимизации систем управления ИТ: как технической, так и по соответствию требованиям бизнеса

Формат ведения учебного курса

Учебный курс может быть представлен в трех версиях:

  • полная версия длительностью пять рабочих дней (36 часов)
  • базовая версия длительностью три рабочих дня (24 часа)
  • сокращенная версия длительностью два рабочих дня (16 часов)

Версии учебного курса идентичны по содержанию и отличаются между собой объемом учебного материала и практических задани.

В учебном курсе использованы следующие форматы изложения материала:

  • Лекционный — необходимый объем высокого уровня обобщения
  • Интерактивный (формат семинара с обсуждением и свободным общением на заданную тему)
  • Практические занятия в каждом разделе тренинга, основаны как на реальных ситуациях (бизнес кейсах) наблюдавшихся автором курса в российских или иностранных предприятиях, так и на бизнес кейсах не имеющих реального прототипа
  • Вопросы по ходу изложения: простые вопросы будут отвечены по мере возникновения, емкие вопросы будут записаны и отвечены отдельно

Содержание курса

Часть 1. Предметная область систем управления ИТ (СУ ИТ)

Будет рассказано

  • об актуальности
  • многообразии
  • классификации
  • спектре решаемых задач

Часть 2. Системы управления ИТ услугами

Будет рассказано

  • о решаемых задачах, свойствах и возможностях систем управления ИТ услугами;
  • Будут рассмотрены архитектуры систем управления ИТ-услугами
  • Будут рассмотрены выгоды, особенности, границы применения облачной архитектуры для построения систем управления ИТ-услугами
  • будет рассказано об интеграции с системами мониторинга, с системами управления конфигурацией, с внешними системами и процессами

практика: формирование требований к системе управления ИТ-услугами, выбор архитектуры

Часть 3. Системы управления ИТ-активами

Будет рассказано

  • о решаемых задачах;
  • будут рассмотрены варианты архитектуры;
  • будет рассказано о методах автоматизации инвентаризации оборудования (штрихкоды, RFID);
  • методах автоматизации инвентаризации п/о, учета лицензий п/о;
  • методах обеспечения эффективности, повышения достоверности инвентаризации;
  • об интеграции с системами управления конфигурацией (федеративный подход)

практика: формирование требований к системе управления ИТ-активами)

Часть 4. Системы управления мониторинга

Будет рассказано

  • о решаемых задачах;
  • об основных методах мониторинга на сетевом, системном, сервисном уровнях;
  • о сервисном подходе в мониторинге, о том что такое и для чего применяется СРМ в задачах мониторинга
  • о методах оптимизации и повышения эффективности систем мониторинга – чем здесь полезны СРМ и корреляционная обработка потоков событий мониторинга;

практика: формирование требований к системе мониторинга

Часть 5. Системы управления конфигурацией

Будет рассказано

  • о решаемых задачах;
  • о взаимосвязи с процессами управления ИТ-услугами, управления ИТ-активами
  • об основных методах управления конфигурацией на сетевом, системном уровнях;
  • о федеративном подходе в управлении конфигурацией;

практика: формирование требований к системе управления конфигурацией

Часть 6. Методы оптимизации систем управления ИТ

Будет рассказано

  • об оптимизации систем управления ИТ по соответствию требованиям бизнеса
  • о применении конфигураций Г.Минцберга при формировании требований к системе управления ИТ,

практика: формирование требований и выбор архитектуры системы управления ИТ с учетом бизнес-модели

 

В чем уникальность, чем полезен учебный курс?

Учебный курс поможет слушателям избежать при внедрении и применении систем управления ИТ проблем подобных тем, что обозначены в приведенных ниже примерах благодаря

  • пониманию возможностей систем управления ИТ и методов оптимизации
  • использованию лучших практик (библиотека ITIL) и пониманию границ их применимости при внедрении систем управления ИТ
  • использованию классификации разнообразия форм организаций (Г. Минцберга) как методику определения возможностей оптимизации систем управления ИТ по соответствию требованиям бизнеса

 

Адресуемые проблемы пример 1

  • Распространенная ситуация: Понимая насущную потребность, Заказчик не способен самостоятельно сформировать адекватный пакет требований для внесения в ТЗ проекта внедрения/развития системы управления ИТ
  • Ее развитие: в ТЗ вносится шаблонный набор требований (скачанный из интернета, полученный от подрядчика/вендора, комбинация перечисленного)
  • Результат: в ТЗ оказывается либо слишком общий набор требований, либо детализированный набор требований «с чужого плеча», не вполне соответствующий потребностям Заказчика
  • Последствия: неуспешный проект внедрения в случае излишне амбиционного «чужого» набора требований, не используемая система управления (работа «в шкаф») в случае слишком общего набора требований

Чем полезен учебный курс в данной ситуации?

  • Курс знакомит с возможностями систем управления ИТ и границами их применения
  • Курс формирует практические навыки формирования требований к системе управления ИТ, как общих, так и детальных по разделам управления конфигурацией, мониторинга, управления процессами поддержки ИТ-услуг, управления ИТ-активами
  • Курс знакомит с возможностями оптимизации требований к системе управления ИТ с учетом бизнес модели (конфигурации Г. Минцберга)

 

Адресуемые проблемы пример 2

  • Распространенная ситуация: Подрядчик помогает Заказчику сформировать пакет требований к системе управления ИТ отталкиваясь не от реальных потребностей Заказчика, а в основном от технических возможностей инструментов автоматизации с которыми предпочитает работать Подрядчик
  • Ее развитие: в ТЗ вносится шаблонный набор требований близко соответствующий техническим возможностям инструментов автоматизации, но который при этом может быть избыточным по отношению к реальным потребностям Заказчика, а «неудобные» для автоматизации требования при этом могут не попасть в ТЗ
  • Результат: в ТЗ оказывается детализированный набор требований, не вполне соответствующий потребностям Заказчика
  • Последствия: используемая не полностью система управления ИТ (избыточная функциональность по отношению к потребностям), имеющая «прорехи» в функциональности по отношению к реальным проблемам Заказчика

Чем полезен учебный курс в данной ситуации?

  • Курс позволяет избежать чрезмерного акцента на технические возможности инструментов автоматизации, учитывать реальные потребности заказчика – его бизнес модель
  • В этом поможет раздел курса по возможностям оптимизации требований к системе управления ИТ с учетом бизнес модели (конфигурации Г. Минцберга)
  • Курс формирует практические навыки формирования требований к системе управления ИТ с учетом бизнес-модели и реальных потребностей Заказчика

 

 

 

Адресуемые проблемы пример 3

  • Распространенная ситуация: Формируется пакет политик мониторинга ИТ инфраструктуры, стандартных приложений Заказчика. Подрядчик при этом пользуется «лучшими практиками» от производителя п/о мониторинга.
  • Ее развитие: Для всех однотипных объектов мониторинга (активное сетевое оборудование, серверные платформы, стандартные приложения) Заказчика автоматически применены все имеющиеся «коробочные» политики мониторинга с одинаковыми параметрами настроек. Взаимосвязи (корреляция) с бизнес-сервисами Заказчика при этом не учитываются.
  • Результат: В системе мониторинга формируется поток событий высокой плотности, критичность которых определяется не бизнес-сервисами Заказчика, а техническими аспектами работы объектов ИТ-инфраструктуры и приложений
  • Последствия: эффект от применения подобного пакета политик мониторинга может быть обратным желаемому: увеличение плотности потока событий мониторинга снижает их значимость, маскирует события действительно критичные с ракурса функционирования бизнес-сервисов Заказчика

Чем полезен учебный курс в данной ситуации?

Курс поможет справиться с задачей оптимизации политик мониторинга:

  • В части 4 курса рассмотрены технические методы, такие как использование корреляции событий, сервисно-ресурсной модели, мониторинг с позиции пользователя
  • В части 6 курса рассмотрены методы оптимизации мониторинга по соответствию бизнес-модели Заказчика
  • Курс формирует практические навыки формирования политик мониторинга с учетом бизнес-модели и реальных потребностей Заказчика

Адресуемые проблемы пример 4

  • Распространенная ситуация: Внедряемая (внедренная) система управления ИТ по высокому уровню сложности и невысокому уровню надежности оказывается сопоставимой с ее объектами управления (ИТ инфраструктурой, информационными системами)
  • Ее развитие: для полноценного использования и сопровождения системы управления ИТ потребляются значительные ресурсы (оборудование, персонал, обучение персонала)
  • Результат: Заказчик получает еще одну сложную ресурсоемкую функционально-избыточную ИС от которой зависят его бизнес-процессы.
  • Последствия: ожидания расходятся с действительностью — функционально не полностью используемая система управления (работа «в шкаф»), высокие требования к количеству и квалификации персонала, высокая стоимость владения системой управления ИТ

Чем полезен учебный курс в данной ситуации?

В курсе рассматривается противопоставление использования «лучших практик» (коробочных решений) при внедрении системы управления ИТ и «принципа достаточности»:

  • «Лучшие практики» имеют целью сократить сроки внедрения системы управления ИТ
  • «Лучшие практики» могут проявляться в форме готовых процессов, готовых политик мониторинга
  • Платой за сокращение сроков внедрения системы управления ИТ является ее усложнение, избыточность, неполное соответствие реальным потребностям

 

Что даст обучение слушателям

После успешного завершения обучения слушатели узнают о:

  • Актуальности, многообразии систем управления ИТ и спектре решаемых задач
  • Возможностях и методах автоматизации процессов управления эксплуатацией ИТ (ITSM)
  • Возможностях и методах автоматизации процессов управления ИТ-активами (ITAM)
  • Возможностях и методах автоматизации мониторинга с применением сервисного подхода
  • Возможностях и методах автоматизации управления конфигурацией
  • Возможностях оптимизации систем управления ИТ по соответствию требованиям бизнеса

После успешного окончания курса слушатели смогут:

  • Анализировать и формировать требования к системе управления ИТ, осуществлять адекватный выбор инструментов автоматизации
  • Анализировать архитектуру существующих и проектируемых решений систем управления ИТ

Понимать возможности оптимизации систем управления ИТ: как технической, так и по соответствию требованиям бизнеса

Преподаватель (автор курса): Знаменский Сергей Львович

znamensky@unicit.ru

Вас заинтересовал этот учебный курс? Вы хотели бы узнать расписание и пройти обучение? Присылайте запрос на адрес преподавателя.